"Планирую быть рядом"

< >

Настя Князева – директор ресторана в Барнауле. Совсем недавно она стала мамой, а еще вот уже 4 года Настя корпоративный волонтер. За это время она успела не только помочь в проведении множества занятий в программе «Поколение выбор», но и нашла подопечного из детского дома. Настя – наставник.

Наставник – социально значимый взрослый в жизни ребенка. Наставник помогает, поддерживает, принимает подростка таким, какой он есть. Не воспитатель и не сотрудник детского дома и даже не «взрослый» – скорее, друг. В учреждении подростков окружает большое количество взрослых, но часто случается, что обратиться с базовыми вопросами, советами и поддержкой не к кому.

Как это обычно бывает, Настя узнала про программу наставничества случайно на одном из семинаров фонда в Москве.

             «Там рассказали, что бывает, когда волонтёр и ребенок хотят больше видеться вместе… Вроде так это называлось. Затем, когда куратором «Поколение выбор» стала Лена Чудова, она рассказала про наставничество подробнее. Проект меня сразу заинтересовал. Но я все не решалась. Работы было много, пандемия… Я долго вынашивала эту идею и взвешивала все за и против. Последним событием стала поездка в детский дом. Играли в одну из игр ПВ, после Илья подошел к куратору Лене и сказал: «Ну, когда ты найдешь мне уже наставника?». Лена сказала, что скоро. Он давно уже ждал, знаком со всеми волонтерами, кто относился к их детскому дому. Я повернулась к Лене, и сказала: «Давай я буду ему наставником». Так и понеслось».

Почти год этой наставнической паре. На выходных ходят к Насте в гости, смотрят фильмы, готовят. Оформили гостевой (документы на длительное пребывание вне учреждения), летом забирала к себе на две недели.  Настя говорит, что внешних изменений не замечает, но другие наставники говорят, что Илья стал чаще улыбаться, стал более открытым, пропала зажатость. Вспомните себя в 15-17 лет и поймёте, почему это важно. Илья сейчас и тогда – разные подростки.

«Несмотря на то, что мы уже давно знакомы, первая встреча прошла по шаблону. И волнение было, и неловкие молчания. Но в конце встречи разговорились и стало нормально».

Коллеги Насти с интересом и теплом наблюдают за их историей, задают вопросы и теперь тоже знакомы с Ильёй. Хотя Настя была готова к негативу. В обществе существуют устойчивые ярлыки, создающие отрицательный облик учреждений интернатного типа и воспитанников.

«Образ вокруг детских домов и детей ходит мрачный. Спасибо советским фильмам и рассказам знакомых! Когда я впервые пообщалась с детьми на открытии программы «Поколение выбор», я была шокирована. Они обычные дети, классные подростки!» После обучения по программе «Поддержка наставников» наконец-то сложился паззл в голове, полная картина о ребенке из детского дома, да и в целом о подростках».

Прошлым летом фонд организовывал пикник для участников программы поддержки наставников – собирали пары со всей России на выходные в Москве, социализация через знакомство со столицей, перелетами, гостиницей и множеством других людей.

«На пикнике впервые увидела у детей это безумное чувство голода и их тарелки с горками. Илья ел через силу, вздыхал и буквально умирал, но доедал все до конца. И так было и после пикника, и дома на гостевом, да и до сих пор так. Я уже стала специально время назначать, что бы от обеда в детском доме время прошло, и он был голодным. К сожалению, какие-то вещи правда есть, их не исправить так скоро».

Нередко и кураторы программ, и сами волонтеры сталкиваются с тем, что дети просят скинуть денег, купить что-то, привезти в следующий раз на занятия. В программе наставников учат относиться к подаркам серьезно. Дарят по большому личному желанию или на день рождения.  Потенциальные наставники боятся самой возможности этих просьб, того, что отношения станут потребительскими.

«Подарки и еду никогда не просил. Телефон тоже. Илья сам любит делать поделки и дарить подарки. Всегда дарит мне шоколадку или конфетку, или поделку. Деньги просил. «Взаймы». До первой зарплаты. Врал, что на всякие булочки. Но я знала, что точно не на еду. Это было летом. Потом, когда он получил первую зарплату, там было так мало, что я заставила его только оплатить сотовую связь, остальное простила и сказала, что больше денег не дам. И не даю, а он не просит».

В наставнической паре всегда запускаются процессы роста, кризиса и обновления. Кто-то учит, кто-то берет пример, кто-то прислушивается к советам. Но не бывает, что преображается только подросток, с наставниками тоже происходят изменения. 

              «Я курила раньше. Друг при друге не курили и не курим. Потом я бросила, и всячески старалась для него быть примером. Но это бесполезно, пока сам не захочет, не бросит. С учебой у него были по русскому проблемы, просила подтянуться, так как выпускной класс, он, конечно, обещал но делал не всегда. Матерится он мало, но, когда вылетает, прошу так не говорить. В общем, на все эти вещи я говорю, что это плохо, но все это в спокойной форме. Когда я выставляю границы на что либо, он обижается. Если это лично, просто молчит, а я вижу грустное лицо. Если это в переписке, отвечает: «Я тебя понял».

 «Перед летним пикником учила бриться. А еще готовить базовые блюда. Учила коммуникации с коллегами и начальством. Научила ходить по врачам (делали санитарку для него). Сама учусь тоже. Директор ресторана – не самый сдержанный человек, порой моя вспыльчивость на максимуме. С Ильёй учусь быть сдержанной. Надеюсь, научусь».

Наставнические отношения, так или иначе, предполагают постановку целей, даже неосознанно это можно заметить в любой паре, помимо личного интереса и заботы.

«Для нашей пары главное событие это выход из детского дома, так как Илья совершеннолетие этим летом отметил. Задача стоит такая: заработать на съёмную квартиру, поступить в училище на повара и выйти из учреждения. А там я уже знаю, что он умеет зашивать одежду, бриться, мыться и готовить себе.

 «Планы? Ну какой горизонт планирования у молодой мамы? (смеётся). А вот Илья скоро получит зарплату, пойдём телефон ему выбирать. Всегда зовет меня на важные покупки. Планирую быть рядом».